Кодекс административного производства

С 15.09.2015 г. в РФ начал свою «работу» новый кодекс – Кодекс административного производства (далее — КАС). Данный НПА регулирует механизм осуществления административного судопроизводства, складывающийся в ходе рассмотрения и разрешения Верховным судом РФ, судами общей юрисдикции дел административной направленности о защите нарушенных прав, свобод, интересов граждан, организаций, и иных административных дел, вытекающих из административных и иных публичных правовых отношений и сопряженных с проведением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления публичных правомочий.

Нормы КАС будет применяться к следующим административным делам:

  1. Предмет которых – обжалование НПА полностью или частично;
    Обжалование решений, действий/бездействий госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих;
  2. Обжалование решений, действий/бездействий НКО;
  3. Обжалование решений, действий/бездействий квалификационной коллегии судей;
  4. Защита избирательных прав и т. п.

Помимо прочего, Кодекс затрагивает и механизм рассмотрения судами вопросов о деятельности СМИ, взыскании средств в счет выплаты обязательных платежей и санкций с физлиц, об отправлении иностранцев, которые должны быть депортированы или переданы иностранному государству, в спецучреждения и определении срока нахождения его в таком учреждении, вопросы, сопряженные с механизом госпитализации гражданина в медорганизацию, оказывающую психиатрическую помощь или в медорганизации непсихиатрического профиля в недобровольном порядке. А вот на дела об административных правонарушениях и на дела о взысканиях на средства бюджета нормы Кодекса своего действия не распространяют.

Гарантии, закрепленные Кодексом, являются стандартными для всего процессуального права России – гарантировано право на подачу заявлений в суд с целью защитить нарушенные права, свободы, интересы, в случае осознания лицом препятствий к их законному осуществлению, либо на такое лицо возложены некие незаконные по его мнению обязанности, и в иных случаях.

Кодекс содержит нормы, вводящие в его рамках в действие понятие ускорения рассмотрения административных дел, перечисляющие права лиц-участников дела; также сразу введен институт упрощенного (письменного) производства по определенным делам, причем сроки рассмотрения в рамках такого института сокращены (по сравнению с гражданскими делами). Новым стало и то, что Кодекс обязывает в рамках некоторых категорий дел сторонам иметь представителей с соответствующим образованием в связи с их сложностью и необходимостью наличия специальных юридических знаний.

Также особо отметим законодательную инициативу (Проект ФЗ № 887446-6 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства РФ и отдельные федеральные законы»), направленную на введение в действие упрощенную форму производства по группе дел о взыскании обязательных платежей в виде судебных приказов. Планируется, что таким приказом будет судебный акт, принятый мировым судьей, на основании заявления взыскателя об истребовании обязательных платежей (санкций). Приказ будет одновременно и исполнительным документов, соответственно, для него будут действовать нормы законодательства об исполнительном производстве. Если же от должника поступят возражения по предмету его исполнения, то приказ отменяется судьей.

Законодательно будет установлен способ подачи заявления о судебном приказе, перечень данных, которые нужно будет указать в заявлении о вынесении судебного приказа, документов, которые будут прилагаться, а также алгоритм вынесения приказа и его содержание. На положения о Приказе будут действовать нормы процессуального права о восстановлении пропущенного срока (его можно будет восстановить по заявлению заинтересованного лица).

Одновременно с КАС начал действовать ФЗ от 08.03.2015 г. № 23-ФЗ, которым вносятся поправки в некоторые НПА, затрагивающий судебные процедуры при рассмотрении административных дел в связи с принятием КАС.

Комментарии запрещены.