Аудиторская фирма Аудит Холдинг логотип

Аудиторские услуги и консалтинг

+7 (495) 60­1-97­-98Телефон

 



Поиск по сайту


Новости

12 Янв 2015
В поддержку постоянных клиентов принято решение о сохранении на прежнем уровне стоимости абонентского обслуживания
подробнее >>

18 Дек 2014
Пройдена очередная проверка качества аудиторской деятельности.
подробнее >>


Личный кабинет
Логин:
Пароль:
Регистрация - Забыли свой пароль?

Если не можете войти


Подписка на рассылку
 
Наша команда
 

Взыскание дебиторской задолженности

В условиях нестабильной экономической ситуации в нашей стране проблемы, связанные с появлением дебиторской задолженности и взысканием образующих ее долгов, становятся все более актуальными. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда должниками становятся компании, ранее представлявшиеся добросовестными партнерами. Случаи, при которых происходит неисполнение обязательств, могут быть самыми разными – это и неисполнение условий договора купли-продажи, поставки, оказания услуг, невозвращение займа и тому подобное. Причинами образования задолженности как правило служат недостаток, а иногда и полное отсутствие денежных средств у компании - должника, смена состава учредителей или руководителя компании должника или банальное злоупотребление сложившейся ситуацией.

Напомним, что дебиторская задолженность – это те экономические (в т. ч. имущественные) требования фирмы к иным лицам, являющимся ее должниками. Средства, составляющие эту задолженность, фактическиизвлекаются из участия в хозяйственном обороте организации, что, конечно же, не облегчает ее положения, а рост дебиторской задолженности (или «дебиторки», как называют ее бухгалтеры) способен поставить фирму на грань финансового краха.

Как же грамотно компании выстроить алгоритм взыскания образовавшейся задолженности? Действовать в такой ситуации нужно поэтапно.

Этап 1: Претензионный

Суть данного этапа заключается в том, что компания - кредитор официально направляет должнику на все известные адреса (юридический, фактический, почтовый) претензию с указанием оснований появления задолженности, ее сумму, если договором предусмотрено взыскание неких штрафных санкций (пеня, неустойка) или процентов за пользование чужими денежными средствами – то расчет этих сумм, предлагаются сроки погашения должником задолженности и формулируется намерение обратиться в суд при так и не произведенной оплате задолженности в указанный срок.

Как показывает практика, уже на этом этапе часть должников погашают задолженность, не дожидаясь обращения в суд. Редко кто ожидает разрешения спора на этом этапе, однако, как показывает наш опыт, грамотно сформулированная претензия, демонстрирующая реальное намерение обратиться в суд в случае, если претензия не будет удовлетворена, стимулирует часть должников к погашению долгов. Причины бывают разные, кто-то, оценив ситуацию, не хочет увеличивать сумму долга на платежи, связанные с компенсацией судебных издержек, кто-то опасается за свое репутацию, все-таки слухи о ее неплатежеспособности компании могут причинить значительный ущерб, и т.д.

Чтобы получить эффект уже на этом этапе обязательно выполнение двух условий: во-первых, претензия должна быть сформулирована юридически грамотно. Очень часто, к претензионному этапу урегулирования спора относятся как к формальной процедуре и поэтому поручают составление претензий сотрудникам, для которых подобная работа не является профессиональной специальностью, например главным бухгалтерам или менеджерам. Как показывает наш опыт, при подобном подходе в претензиях часто бывают упущения или юридические ошибки, в результате теряется возможность урегулировать спор на этом этапе. Специалисты АФ «Аудит Холдинг» имеют достаточный опыт, чтобы на претензионном этапе получить максимально возможный результат.

Во-вторых, чтобы достичь положительного результата на этом этапе, необходимо продемонстрировать контрагенту наличие реальной возможности вступить в арбитражный процесс. Если претензию готовят штатные сотрудники фирмы-кредитора, и если юридические вопросы не являются их прямой обязанностью, как обстоит дело с бухгалтерами и менеджерами, то как правило контрагенты не воспринимают всерьез намерение кредитора обратиться в суд. Поэтому очень важно, чтобы уже на этом этапе интересы кредитора представлял специалист, обладающий достаточными знаниями и опытом для ведения дела в арбитражном суде.

Этап 2: Судебное разбирательство

На этом этапе взыскания кредитор должен составить грамотно обоснованный иск, подкрепить его необходимыми документами, определить подсудность, рассчитать и уплатить госпошлину, отправить один экземпляр иска должнику – ответчику по почте, а второй экземпляр (со всеми подготовленными приложениями, оплатой госпошлины и доказательством направления экземпляра иска ответчику) сдать в Арбитражный суд. В процессе можно использовать обеспечительные меры, в ряде случаев это помогает сохранить активы, за счет которых может быть погашен долг. Однако, нынешняя практика применения судами обеспечительных мер неоднозначна и положительный результат возможен только при грамотном юридическом сопровождении. По завершении судебного разбирательства в пользу кредитора он, получает процессуальные документы, на основании которых возможно взыскать задолженность – решение и исполнительный лист. Именно исполнительный лист дает возможность все – таки взыскать задолженность: по инкассо (этап 3) и при помощи судебных приставов (этап 4).

Затевать арбитражный процесс имеет смысл не только с целью взыскания задолженности, но также и с целью получения безусловного доказательства невозможности взыскания долга, которое признается налоговыми органами. В этом случае списание долга в составе внереализационных расходов, уменьшающих налоговую прибыль не вызывает споров.

Кроме того, первые судебные процессы по взысканию дебиторской задолженности у каждой организации — это «проверка в боевом режиме» качества первичных документов и корректности документооборота. Как правило, по результатам первых арбитражей по взысканию дебиторской задолженности вносятся существенные коррективы в порядок документооборота и правила подготовки первичных документов, улучшается взаимопонимание и взаимодействие между бухгалтерской службой и остальными подразделениями.

Этап 3: Взыскание по инкассо

Если кредитору известна информация об используемом расчетном счете должника, то первый в силу п. 1 ст. 8 ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», может направить в банк должника исполнительный документ (на практике чаще всего направляют его копию) о взыскании денежных средств или об их аресте. Также в соответствие п. 5 ст. 70 этого Закона банк (иная кредитная организация), осуществляющий обслуживание счетов должника, обязан исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе в течение трех дней со дня его получения от взыскателя. Иногда для получения наибольшего эффекта от данной процедуры исполнительный документ с приложением инкассового поручения на списание средств направляются банком кредитора в соответствующий банк должника.

Этап 4: Обращение к судебным приставам

Данная процедура взыскания задолженности является традиционной, суть ее в том, что кредитор направляет приставам исполнительный лист, решение суда и заявление с просьбой возбудить исполнительное производство и взыскать задолженность. Однако необходимо учитывать, что условием эффективности исполнительного производства будет регулярная работа непосредственно с прикрепленным приставом – исполнителем, контроль его деятельности, иначе исполнительный лист будет заброшен и возможность взыскания задолженности сведется к нулю. Одной из мер «дополнительного стимулирования» судебного пристава может являться обжалование действий (бездействия) судебного пристава в суд, старшему судебному приставу и главному судебному приставу субъекта.

И в заключение, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что успех процедуры взыскания дебиторской задолженности в равной мере зависит как от грамотности юридического сопровождения этого процесса, так и от качества первичных документов кредитора. Правильное, грамотное, а главное отвечающее требованиям закона ведение документооброта по сделке — это залог быстрого разрешения спора в пользу кредитора.


См. также составление хозяйственных претензий к контрагентам

Стоимость арбитражных услуг



Последние публикации